Методическая работа
Методическое пространство – «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса»
М.М. Поташник, д-р пед. наук, профессор, член корреспондент РАО
ТЕМА методической работы ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год: «Повышение качества образования в школе, в том числе за счет введения обновленных ФГОС НОО, ООО, СОО и достижения показателей высокого уровня проекта «Школа Минпросвещения России»
Методическая работа ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга представляет собой систему, состоящую их трех взаимосвязанных пространств:
- организационно-управленческое;
- учебно-методическое;
- научно-методическое.
1. Организационно-управленческое пространство — это уровень стратегического управления, работу которого координирует Методический совет школы.
Основным принципом организации деятельности организационно-управленческого пространства являются соуправление (каждый педагог задействован в управлении через составление планирования, организации учебно-воспитательного процесса).
2. Учебно-методическое пространство представляет собой информационно-аналитический уровень управления деятельностью методической работы, включающий в себя мониторинг качества знаний, компетенций и результативность ученических достижений.
3. Научно-методическое пространство – это уровень тактического управления, который включает в себя работу предметных кафедр, аттестационных комиссий, профессиональный рост педагогов школы.
Задачи методической работы:
- оказать помощь учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
- изучить и внедрить передовой педагогический опыт;
- ознакомить с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
- непрерывно самообразовываться учителю и повысить уровень профессионального мастерства;
- включить учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;
- оказать реальную действенную помощь учителям, которые в ней нуждаются;
- достичь оптимальный уровень образования, воспитанности и развития школьников.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов к Уставу («Положение о Научно-методическом совете», «Положение о предметных кафедрах ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга), Программы развития ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга, ежегодного плана работы школы.
3. Новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих уровень научно-методического сопровождения образовательного процесса.
4. Диагностики и мониторинга состояния образовательного процесса, уровня обученности, воспитанности и развития обучающихся, помогающие определить основные проблемы и задачи методической работы.
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Структура методической системы:
- педагогический совет
- научно-методический совет
- психолого-педагогическое сопровождение
- заместители директора по УВР, ВР
- библиотечно-информационный комплекс
- предметные кафедры: начального образования; математики, информатики и естественных наук; общественных наук; русского языка и литературы; иностранных языков; технологии, искусства и физической культуры; классных руководителей; школа молодого педагога
Педагогический совет школы - главный орган, определяющим стратегию работы педагогического коллектива и мобилизующим его усилия на повышение уровня учебно-воспитательного процесса, на выполнение задач повышения профессионализма учителя. Вопросы организации, координации научно-методического обеспечения образовательного процесса находятся в компетенции Научно-методического совета школы.
Научно-методический совет школы - коллегиальный орган управления по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса школы, целью деятельности которого является совершенствование научно-методической системы школы, направленной на повышение качества образования, создание условий для оптимальной организации образовательного процесса и развития профессионального потенциала педагогического коллектива школы.
Предметная кафедра - коллективный орган школы, организующий работу учителей-предметников и классных руководителей, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию творческого потенциала.
Состав научно-методического совета школы: администрация школы, руководители предметных кафедр, актив учителей.
Нормативно - правовые документы и инструктивно-методические письма:
- Положение о Научно-методическом совете ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Положение о предметных кафедрах ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Положение о портфолио Педагога ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Приказы школы;
- План методической работы ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Информация о реализуемых учебно-методических комплексах;
- Информация об использовании электронных учебно-методических комплектов (ссылка на страницу библиотеки);
- Аналитико-статистическая справка о результатах методической работы ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга» в 2022-2023 учебном году
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, ст., ст.20, ст.27, ст.28, ст.47)
- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года
- Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Реестр примерных основных общеобразовательных программ
- ФГОС
- Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования»
- Приказ Министерства Просвещения от 06.02.2019 г. № 64 «О федеральном учебно-методических объединениях по общему образованию»
- Распоряжение от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
- Приказ Министерства Просвещения от 06.09.2022 г. № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения…» (ссылку на документ сделать, документ есть)+
- Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» от 8 апреля 2022 г. № ПК-1вн (ссылка https://smp.edu.ru/concept)
Региональный уровень:
- Концепция региональной модели методического сопровождения педагогических работников Санкт-Петербурга от 23.09.2019 г.
- Распоряжение Комитета по образованию от 08.04.2022 № 746-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга».
- Распоряжение Комитета по образованию от 29.11.2023 №1520-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 08.04.2022 №746-р».
Районный уровень:
- Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.06.2022 №2701-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.06.2022 №2701-р".
- Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.06.2022 №2701-р «Об организации системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Невского района Санкт-Петербурга».
Школьный уровень:
- Положение о научно-методическом совете
- Положение о предметных кафедрах
- План методической работы на 2023-2024 уч.г.